Отделение трансплантации почки функционирует уже более 40 лет. Именно здесь 15 апреля 1965 года академиком Б. В. Петровским впервые в стране была выполнена трансплантация почки. Отделение располагает огромным опытом трансплантаций почки как от погибшего человека, так и от живого родственного донора.
Заведующий отделением - доктор медицинских наук, профессор Каабак Михаил Михайлович. Страничка на сервере научного центра хирургии.
Большой опыт работы и значительное количество выполненных трансплантаций позволили сформулировать рациональное отношение к источнику донорского органа: любому пациенту, располагающему родственным донором, предпочтительнее выполнять родственную трансплантацию почки. Так же у нас есть положительный опыт выполнения родственных трансплантаций несовместимых по группе крови.
У маленьких детей (младше 5 лет) трансплантация почки от родственника является практически единственной возможностью, поскольку маленькому ребенку значительно труднее перенести послеоперационный период при отсроченной функции трансплантата, которая чаще встречается при пересадке трупной почки.
Основное внимание уделяется улучшению отдаленных результатов трансплантации почки, качеству жизни пациентов, минимизации побочных эффектов иммуносупрессии. Работы ведутся по трем основным направлениям.
Первое - разработанная в отделении оригинальная методика коррекции реперфузионного повреждения трансплантированной почки, не имеющая аналогов в мире, позволяет добиваться рекордно низкой частоты случаев отсроченной функции трансплантата при использовании трупных органов. Кроме улучшения первичной функции трансплантатов, получены впечатляющие данные по улучшению отдаленного результата вследствие применения этой технологии.
Второе – использование собственных мочеточников реципиента для отведения мочи от трансплантата. Мочеточник донорской почки претерпевает значительные дистрофические изменения после трансплантации и с течением времени после операции его функция, как правило, ухудшается. Использование собственных мочеточников позволяет избежать этого осложнения. Результаты сравнительного анализа показали, что в случае использования собственных мочеточников хроническая нефропатия трансплантата (основная причина гибели трансплантатов в отдаленном послеоперационном периоде) встречается в два раза реже чем при использовании донорского мочеточника.
Третье – индивидуализация режима иммуносупрессии. Диапазон возможностей современной иммуносупрессии очень широк – от применения мощных и высокоспецифичных препаратов в первые часы и дни после трансплантации до выбора наиболее подходящей комбинации препаратов через месяцы и годы после операции. Причем режим иммуносупрессии у одного и того же пациента может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей его организма и состояния трансплантата (определяемого при пункционной биопсии). Именно поэтому все наши пациенты находятся в постоянном контакте с врачами отделения в течение всего времени после трансплантации почки.
Применение этих технологий позволяет получать высокий уровень выживания трансплантатов – 96% при трехлетнем сроке наблюдения.
Разработанные в отделении хирургические и терапевтические технологии применяются не только в области трансплантации, но и при реконструктивных операциях на собственных почках пациентов в условиях развивающейся почечной недостаточности или при реконструктивных операциях на единственной почке – удаление камней, резекция опухолей, восстановление артериального кровоснабжения и венозного оттока.
Отделение трансплантации РНЦХ РМАН не занимается:
- Трансплантацией почки от трупных доноров иностранным гражданам – потому что в условиях катастрофического кризиса в системе заготовки трупных донорских органов и нехватки почек для российских граждан, в первую очередь для детей, трансплантация трупных почек иностранцам абсолютно и безнадежно аморальна.
- Пересадкой органов от живых доноров не являющихся родственниками пациента – потому что это запрещено законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» №4180-1 от 22.12.1992 г.